Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:
-укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;
-научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу;
-увеличить амплитуду движений;
-уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата;
-подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.
Рекомендации по выполнению гимнастики:
-Упражнения нужно делать каждый день, чтобы у ребенка закреплялся навык. Выполнение этих занятий требует от ребенка серьезных энергозатрат и терпения, поэтому если ему сложно, то можно разбить количество упражнений на несколько блоков.
-Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать постепенно, чтобы ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5 повторений, повышая до 10 и выше.
-Удержание артикуляционной позы (статические упражнения) должно выполняться в течение порядка 15 секунд.
-Занятия лучше проводить в игровой форме.
-Если какие-то упражнения выполняются не очень хорошо, но не нужно вводить новые, а лучше поработать над старыми.
-Лучше всего выполнять упражнения сидя перед зеркалом. Так ребенок будет видеть движения взрослого и контролировать свои собственные движения.

