РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ ШЕСТИЛЕТОК

Внимание!

  • Правильно произносит все звуки родной речи.

—   Выделяет и называет звуки в начале, середине, конце слова.

  • умеет выделять, называть и считать количество звуков и слогов в слове.
  • Знает, что звуки делятся на гласные и согласные.
  • Умеет выделить и назвать ударный слог.
  • Словарь может включать до 4000-4500 слов.
  • Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов.
  • Пользуется названиями месяцев, дней недели, называет время по часам.
  • Знает, что про одно и тоже можно сказать, пользуясь разными словами.
  • Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения.
  • Использует в речи названия марок машин, спортивные термины, военную лексику (мальчики).
  • Часто использует понятия из мира моды, бижутерии, косметики (девочки).
  • Пользуется всеми видами простых и сложных предложений.
  • Умеет правильно строить предложения с прямой и косвенной речью.
  • Редко ошибается в образовании единственного и множественного числа существительных.
  • В родительном падеже множественного числа использует чаще правильные окончания.
  • Не склоняет несклоняемые существительные (пальто, радио, кино, кофе).
  • Передает правильно последовательность событий при пересказе.
  • Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания.
  • Может подвести итог или придумать концовку рассказу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным» началом.

Внимание!

Что должно насторожить в развитии речи шестилеток

  • Речь ребенка невыразительна, звукопроизношение на уровне

4 – 5 лет, с нарушением  дифференциации звуков.

  • «Проглатывает» окончания, допускает аграмматизмы, характерные для детей более младшего возраста.
  • Не может самостоятельно рассказать знакомую сказку или рассказ.
  • Не может рассказать связно, что он видит на картинке, только перечисляет изображенные объекты, затрудняясь в выборе слов.
  • Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок или описать какое-либо событие из своей жизни.
  • Говорит много, «сразу обо всем», перескакивает с темы на тему, с начала на конец, не может удержать внимания на предмете речи, т.е. не способен к планированию речи.
  • Отказывается играть в речевые игры типа «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Угадай, какой звук».
  • Некритичен к своей речи.