Внимание!
- Правильно произносит все звуки родной речи.
— Выделяет и называет звуки в начале, середине, конце слова.
- умеет выделять, называть и считать количество звуков и слогов в слове.
- Знает, что звуки делятся на гласные и согласные.
- Умеет выделить и назвать ударный слог.
- Словарь может включать до 4000-4500 слов.
- Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов.
- Пользуется названиями месяцев, дней недели, называет время по часам.
- Знает, что про одно и тоже можно сказать, пользуясь разными словами.
- Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения.
- Использует в речи названия марок машин, спортивные термины, военную лексику (мальчики).
- Часто использует понятия из мира моды, бижутерии, косметики (девочки).
- Пользуется всеми видами простых и сложных предложений.
- Умеет правильно строить предложения с прямой и косвенной речью.
- Редко ошибается в образовании единственного и множественного числа существительных.
- В родительном падеже множественного числа использует чаще правильные окончания.
- Не склоняет несклоняемые существительные (пальто, радио, кино, кофе).
- Передает правильно последовательность событий при пересказе.
- Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания.
- Может подвести итог или придумать концовку рассказу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным» началом.
Внимание!
Что должно насторожить в развитии речи шестилеток
- Речь ребенка невыразительна, звукопроизношение на уровне
4 – 5 лет, с нарушением дифференциации звуков.
- «Проглатывает» окончания, допускает аграмматизмы, характерные для детей более младшего возраста.
- Не может самостоятельно рассказать знакомую сказку или рассказ.
- Не может рассказать связно, что он видит на картинке, только перечисляет изображенные объекты, затрудняясь в выборе слов.
- Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок или описать какое-либо событие из своей жизни.
- Говорит много, «сразу обо всем», перескакивает с темы на тему, с начала на конец, не может удержать внимания на предмете речи, т.е. не способен к планированию речи.
- Отказывается играть в речевые игры типа «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Угадай, какой звук».
- Некритичен к своей речи.