РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

  • Умеет вступать в общение со взрослыми и ровесниками.
  • Умеет знакомиться с незнакомыми детьми, называть свое имя, фамилию.
  • Умеет рассказать о себе взрослому, сообщить о родителях, родных, назвать адрес, фамилии.
  • Умеет без напоминаний пользоваться словами вежливости.
  • Умеет правильно произносить все звуки родной речи (иногда не справляется с р и рь).
  • Умеет читать стихи с «выражением».

—  Умеет выделять начальный и конечный звуки в предложенном слове.

  • Умеет подбирать короткие и длинные слова.
  • Знает, чем отличаются звук и буква.
  • Лексический запас может насчитывать от 2000 до 3500слов.
  • Пользуется названиями конкретных окружающих предметов и явлений, а т.ж. использует абстрактные понятия: храбрость, хитрость, злость, правда и др.
  • Использует временные понятия: сейчас- давно – в далекие времена – в прошлом, осенью – зимой – весной — летом , через день – месяц – год – на следующей недели.
  • Правильно использует слова в речи, понимая их значение.
  • Использует правильно трудные глагольные формы, за исключением глаголов мочь, хотеть, класть и др.
  •  Образует новые слова по моделям знакомых слов с целью игры, словесной шутки, забавы.
  • С удовольствием рассказывает о своих любимых игрушках и книгах.
  • Передает содержание прочитанной сказки, рассказа с небольшой помощью взрослого.
  • Знает наизусть много считалок, стишков, дразнилок и с удовольствием их произносит.
  • Умеет по аналогии услышанного придумать загадку-описание

Внимание!

Что должно насторожить в речевом развитии пятилетних детей

  • Ребенок невнимателен к речи окружающих, неверно понимает смысл слов, фраз.
  • В речи большое количество аграмматизмов (мой рука, моя брюки и т.д.).
  • Затрудняется даже с помощью картинок пересказать знакомую сказку, рассказ.
  • Не может запомнить и прочитать наизусть короткое стихотворение, потешку, не знает считалок.
  • Некритичен к речи сверстников.
  • Не сопровождает свои рисунки речью и не стремиться рассказать взрослым или сверстникам, что он изобразил или хотел изобразить.
  • Не исчезло смягченное произношение согласных, замена и пропуск звуков, неточное произношение слов и фраз.